RSS    

   Сочинение: Ответы на билеты по языкознанию

- постфиксы (становить-ся, сделай-те, кто-то, когда-ли&о,
что-нибудь);
- циркумфиксы (под-окон-ник) - комбинации из префикса и
суффикса, функционирующие совместно.
Слово может иметь две морфемы (он-а, стол-0 - корень и нулевое окончание) и несколько морфем (по-на-вы-пис-ыва-л-и). Все части слова, кроме корня, называются аффиксами. Они содержат в себе словоизменительные и/или словообразовательные значения. Морфемы выделяются при сопоставлении слов друг с другом, выражают какое-то значение, которое повторяется с повторяемостью морфемы в разных словах и которое далее не членится на более мелкие единицы, имеющие значение: если морфему разъединить, получаться единицы, не имеющие никакого значения - звуки, которые не являются знаками.
Слово - основная минимальная значимая единица языка, объединяющая в своем составе единицы фонетического и морфологического уровней и являющаяся составляющей единицы синтаксического уровня - синтаксической конструкции. Слово является знаком, т.е. двусторонней единицей: оно имеет план выражения (материальное воплощение - звуки или начертание) и план содержания (смысл). Слово - производное от множества взаимосвязанных элементарных лексических единиц - лексико-семантических вариантов (ЛСВ): вода (основная лексическая единица) = вода 1 (прозрачная бесцветная жидкость...) + вода 2 (напиток для утоления жажды...) + вода 3 (водная поверхность и ее уровень) + вода 4 (минеральные источники) + ... Таким образом, ЛСВ - это совокупность всех грамматических форм слова, имеющих определенное лексическое значение.
Из единиц языка разных уровней наиболее многогранны синтаксические, т, к. они входят в систему языка на высшем уровне. В свою очередь, синтаксические единицы образуют иерархическую систему от словоформы до текста. Более простыми являются некоммуникативные единицы (словоформы и сочетания слов: беру, лесная ягода), более сложными - коммуникативные (предложения: Я взял книгу, которая лежача на столе. Она-то мне и нужна).
Синтаксис позволяет показать, как, какими способами соединяются слова в словосочетания и предложения; -из чего и как образуются такие синтаксические единицы, как словоформа, сочетание слов, простое предложение, осложненное предложение, сложное предложение, предложение с прямой речью, микротекст. В составе предложения слова используются в одной из своих грамматических форм. Словоформы, первичные единицы синтаксиса, не всегда совпадают со словами (например, предлог - элемент словоформы). В предложении, состоящем более чем из одной словоформы, можно выделить сочетания слов (словоформ), связанных между собой грамматически и по смыслу (в лесу раздавался, топор дровосека). Словосочетания - синтаксические единицы, компонентами которых являются слова и форма слова или несколько форм слов (рисует (3 лицо ед.ч. настоящего времени изъявительного наклонения глагола) березу (В. п. существительного)), соединенных между собой синтаксической связью, представляющих событие/
Сочетание двух членов предложения, связанных каким-либо отношением с неравноправной направленностью членов, где один из них - определяемый, а другой - определяющий, называется синтаксической синтагмой. Составлять ее могут слова (новая книга, читать книгу, читать быстро), словосочетания, выступающие как один член (работает спустя рукава; это был человек, который вчера приходил к нему; смотрел «Лебединое озеро») целые предложения (На фабрике все хорошо). Таким образом, синтагма может совпадать или не совпадать со словосочетанием, но синтагма всегда выделяется в предложении, является результатом его членения я существует только в нем, а словосочетание наряду со словом служит готовым строительным материалом для предложения и является результатом не разложения на элементы, а их синтеза. Кроме того, деление одного и того же предложения на синтагмы может быть различным в зависимости от контекста, ситуации, экспрессивной оценки высказывания говорящим, различного осмысления содержания и др.

 

Уровни (автономные механизмы) языка.

    Попытаемся разобраться в поставленных вопросах. В целом структуру языка

мы вправе называть механизмом общения. Но этот механизм очень сложен. В  его

состав входит  меньше  по  объему  и  более  простые,  более  однородные  по

устройству  механизмы,  которые  обладают  известной  автономией,   хотя   и

работают совместно в объеме всего языка.

    Наука о языке знает  все  автономные  механизмы  языка,  они  обычно  и

называются его уровнями. Задача заключается в том, чтобы привести  в  какую-

то достаточно строгую логическую систему  описание  главных  различий  между

этими механизмами понять, что может быть и должно быть положено в  основание

такого описания.

    Попытаемся  еще  раз  сформулировать  принципы  различения   автономных

механизмов языка (его уровней):  а)  единицы  одного  автономного  механизма

должны  входить  в  состав  единиц  другого   автономного   механизма,   или

участвовать в  их  построении,  или  их  интегрировать;  б)  единицы  любого

автономного механизма вариативно воспроизводимы в  единицах  другого,  более

сложного, механизма либо в  составе  речи;  в)  единицы  любого  автономного

механизма обладают,  каждая,  внутренней  целостностью;  г)  каждая  единица

автономного механизма представляет собою либо знак, либо интеграцию знаков.

    Едва ли нужно настаивать на том, чтобы привычный для лингвистики термин

«уровень» был заменен другим. Но нужно связать с  привычным  термином  более

определенное и более устойчивое понятийное содержание.

    Проанализируем, какие  же  уровни  (автономные  механизмы)  свойственны

языкам на современной ступени их развития. Выясним, какие  еденицы  образуют

каждый из уровней.

    1. Автономный механизм фонем. Фонема входит в состав звуковой  оболочки

морфем и слов, вариативно воспроизводится  в  морфемах  и  словах,  обладает

внутренней целостностью (набором дифференциальных  признаков),  представляет

собою элементарный знак, означаемым которого оказываются его  различительная

функция.

    2. Автономный механизм морфем. Морфема  входит  в  состав  слов  и  его

грамматических  форм,  интегрирует  в  своем  звучании  фонемы,   вариативно

воспроизводится в составе  слова  или  его  грамматической  формы,  обладает

внутренней целостностью (собственным, инвариативным звучанием и  значением),

представляет собою знак, означаемым которого является его  несамостоятельное

значение.

    3. Автономный механизм слов.  Слово  входит  в  состав  словосочетаний,

участвует  в  построении  словообразовательных   типов   и   морфологических

категорий, интегрирует  морфемы  и  фонемы,  вариативно  воспроизводится   в

составе словосочетаний  и  предложений  (высказываний),  предстовляет  собою

знак,   означаемым   которого   является   самостоятельное   значение    или

микросистема значений.

    4. Автономный  механизм  словообразовательных  типов  (словообразование

языка). Словообразовательный  тип  участвует  в  построении  морфологических

классов (частей речи), интегрирует отношения между словами,  воспроизводится

(пополняется) в составе речи,  обладает  внутренней  целостностью  (единство

словообразовательного  значения  и   средств   и   способов   еогвыражения),

представляет собою интеграцию знаков.

    5. Автономный механизм морфологических  категорий  (морфология  языка).

Морфологические  категории  участвуют  в  построении  категорий   синтаксиса

(предложения, их типы, члены  предложения  и  т.д.),  интегрируют  отношения

между словами и их грамматическими  формами,  воспроизводится  вариативно  в

составе   предложения,   обладают    внутренней    целостностью    (единство

морфологического  значения  и  средств,  а  также  способов  их  выражения),

представляют собою интеграцию знаков.

    6. Автономный  механизм  синтаксических  категорий  (синтаксис  языка).

Синтаксические  категории  участвуют  в   построении   текста,   интегрируют

ситнагматические    отношениия    между    морфологическими     категориями,

видоименяемые  лексикой;  вариативно  воспроизводится  в  структуре  текста,

обладают  внутренней  целостностью  (единство  синтаксического  значения   и

средств, а также  способов  их  выражения),  представляют  собою  интеграцию

знаков.

    Наглядный образ уровней организации автономных механизмов  языка  (один

уровень над другим) мало убедителен и мало  что  поясняет.  Можно  применить

иную наглядно-графическую модель взаимосвязи автономных механизмов  языка  в

составе макромеханизма:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Конечно,  и  эта  модель  позволяет  видеть  лишь  часть  связей  между

автономными механизмами языка.  Она  тоже  упрощает,  а  значит  и  искажает

реальную    картину    взаимодействия    фонетики,    морфемики,    лексики,

словообразования, морфологии и синтаксиса в единой структуре языка в  целом.

Но эта модель имеет и некоторые достоинства.

    Она  показывает,   например,   что   фонетика   языка   непосредственно

взаимодействует с морфемикой и лексикой; морфемика – с  фонетикой,  лексикой

и   словообразованием;   словообразование   –   с    лексикой,    морфемикой

морфологией;  морфологи  –  с  морфемикой  и  синтаксисом;  синтаксис  –   с

морфологией и морфемикой.  Кроме  того,  модель  показывает,  что  морфемика

имеет прямые выходы и в морфоогию и в синтаксис. Если фонетике языка  какой-

то  своей  стороной  принадлежит  инотация,   то   оказывается   оправданным

расположение по соседству фонетики и синтаксиси.

          Язык состоит из разных элементов. Самый простой - фонема. Сама она почти ничем не характеризуется, она лишь сопоставляется с другими фонемами -дифференциальные признаки фонем. Фонема - пучок дифф. признаков. Сам признак ни из чего не состотит.

Дифф. признак - частичка, которая является элементом фонемы. Каждый признак отличается от другого, обладает значимостью.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35


Новости


Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

                   

Новости

© 2010.