RSS    

   Сочинение: Ответы на билеты по языкознанию

МИНИМАЛЬНАЯ ТОПИКА (планы или места-темы) спора:

1. Парадигматика (разворачивание содержательных схем, категорий и понятийСледующее слово).

2. Предыдущее словоСинтагматикаСледующее слово (правила оперирования элементами Предыдущее словопарадигматикиСледующее слово и динамика этих правил).

3. Прагматика (движение и изменение ценностей и целей в процессе разворачивания содержания). Парадигма - 1) в лингвистике П. называют некие типичные совокупности языковых единиц, различающиеся между собой, но связанные как члены одного ряда, напр., это может быть совокупность всех возможных форм одного слова, еще совокупность изменений форм слов одной части речи, их флексий (окончаний). Говорят о парадигматике языковых единиц, т. е. определенных системах, классифицирующих языковые единицы и модели их употребления, в памяти, сознании носителя языка. ПарадигматикуСледующее слово отличают от Предыдущее словосинтагматикиСледующее слово, т. е. использования единиц Предыдущее словоязыкаСледующее слово в речи, когда важно их различие, а не сходство. Пример П. - падежно-числовая П. существительных с 2 подпарадигмами (ед. и мн. числа), лексико-семантическая П. названий профессии - "врач", "инженер", "офицер", "балерина", "буфетчик", "банкир", "шофер". 2) в социологии понятие П. используется при описании историко-культурных, экономических и др. процессов на системном уровне, напр., говорят о "петровской П." развития России, т. е. моделях и формах жизни, внедренных в эпоху Петра I и его сподвижников и определивших особенности последующих эпох, существующих в них в модифицированном виде, но, в сущности, в тех же системных отношениях.

В рекламе можно говорить о П. слоганов, телероликов (см. их классификацию в I части Словаря) и т. п. В маркетинге - о П. потребления, выделяя с помощью этого понятия различные сообщества, аудитории потребителей. Своеобразной П. является т. н. "потребительская корзина". В шахматах П. являются "белые" и "черные" с их подпарадигмами - "пешки", "ферзь", "король", "ладьи" и т. д. Во время шахматного поединка единицы шахматной игры (фигуры) вступают в различные синтагматические отношения (линейные), образуют всевозможные конфигурации и синтагмы. Выстроенные же перед началом игры шахматные фигуры - 2 П., разворачиваемые в синтагмы. Так различается Предыдущее словопарадигматикаСледующее слово и Предыдущее словосинтагматикаСледующее слово и в Предыдущее словоязыкеСледующее слово.

Произвольное и мотивированное в лингвистике. Мы видели, что все, что могло быть сказано об означающем, заключается в том, что оно является (материальным) посредником означаемого. Какова же природа этого опосредования? В лингвистике эта проблема вызвала некоторую дискуссию, главным образом, относительно терминологии, так как относительно главным тем все достаточно ясно. Стартуя с того факта, что в человеческом языке выбор звуков на накладывается на нас самим значением (бык не обусловливает звук бык, поскольку в любом случае он по-разному звучит в разных языках), Соссюр говорил о произвольности отношения между означаемым и означающим. Бенвенист задавался вопросом о склонности этого слова: произвольно отношение между означающим и «вещью», которое оно означает (звука бык и животного бык). Но, как мы видели, даже для Соссюра знак есть не «вещь», а ментальная репрезентация вещь (концепт); ассоциация звука и репрезентации есть результат коллективного тренинга, эта ассоциация, являющаяся означиванием, никоим образом не является произвольной, на деле она является, напротив, необходимой. Это ведет к тому, что в лингвистике означивание является немотивированным. Данная потеря мотивации является, кстати, только частичной (Соссюр говорит об относительной аналогии): от означаемого к означающему имеется определенная мотивация в (ограниченном) случае ономатопеи <…> В общих терминах мы будем говорить, что в языке связь между означающим и означаемым является контрактной в принципе, но этот контракт является коллективным и… натурализованным; сходным образом, Леви-Стросс утверждал, что лингвистический знак является произвольным a priori и не-произвольным a posteriori . Эта дискуссия ведет к установлению двух различных терминов, которые будут полезны в семиологическом расширении. Мы будем говорить, что некоторая система является произвольной, когда ее знаки основаны не на конвенции, но на основе одностороннего решения: знак не произволен в языке, но произволен в моде; мы будем говорить, что знак является мотивированным, когда отношение между его означаемым и его означающим является отношением аналогии. … Возможно, следовательно, иметь системы, которые являются произвольными и мотивированными, и системы, которые являются не-произвольными и немотивированными.

II .4.3. ПроизвольностьСледующее слово и Предыдущее словомотивированностьСледующее слово в семиологии. В лингвистике мотивация ограничена частичными планами деривации и композиции; в семиологии, напротив, она ставит перед нами более общие Предыдущее словопроблемыСледующее слово. С одной стороны, возможно, что за пределами языка могут быть найдены системы, в которых мотивация играет большую роль. Тогда мы должны будем ставить вопрос о том, каким образом аналогия совместима с прерывистым характером, который вплоть до настоящего времени представляется необходимым для означивания; и затем, какие парадигмальные серии могут быть основаны, когда означающие являются аналогами (это, вероятно, случаи образов)… С другой стороны, весьма вероятно, что семиологическое исследование откроет существование не-чистых систем… с, если можно так выразиться, вторичной не-мотивацией, как если знак приспосабливается к конфликту между мотивированным и немотивированным. В определенной степени именно так обстоит дело с ономатопеей. Мартине указывал, что ономатопеическая мотивация сопровождается потерей двойной артикуляции (ох, зависящее только от второй артикуляции, заменяет двойственно артикулированную синтагму «больно»); и все же ономатопея, выражающая боль, не совсем та же самая во французском ( aie ) и в датском ( au ). Это вследствие того, что здесь фактически мотивация подчиняется фонологическим моделям, которые, конечно же, отличаются в различных языках. За пределами языка проблематичные системы, подобные «языку» пчел, демонстрируют ту же самую двусмысленность: танцы, связанные с накоплением меда, имеют неопределенно аналогичную ценность, танцы, связанные с входом в улей, откровенно мотивированы (направлением на пищу), но танцы в виде восьмерок совершенно не мотивированы (они указывают на расстояние).

Сосуществование аналогического и не-аналогического кажется бесспорным даже внутри отдельной системы. И все же семиология не может довольствоваться описанием, признающим этот компромисс без попыток его систематизации. Эти проблемы еще не изучались в деталях… Общая линия экономии означивания (на антропологическом уровне) может, тем не менее, быть понятна: в языке, например, (относительная) мотивация вводит определенный порядок на уровне первой (значимой) артикуляции: «контракт» в этом случае поддерживается определенной натурализацией этой a priori произвольности; другие системы могут двигаться от мотивации к не-мотивации (см. «Первобытное мышление» Леви-Стросса). Следовательно, вероятно, что на уровне наиболее общей семиологии, которая совпадает с антропологией, можно прийти к некоторому сорту круга между аналогическим и немотивированным: имеется двойственная тенденция (каждый аспект выступает в качестве добавляющего другой) натурализации немотивированного и интеллектуализации мотивированного (так сказать, культурализации его).

Уровни языка - некоторые «части» языковой системы. На каждом уровне можно выделить определенный набор сходных между собой единиц и набор правил, в соответствии с которыми эти единицы используются и объединяются в классы и подклассы.
Различают четыре уровня (начиная с самого простого,
«нижнего»):
• фонетический - уровень сегментных и суттрасегментных зву
ковых единиц,
• морфологический - уровень морфем,
• лексический-уровень слов,
• синтаксический - уровень словосочетаний и предложений.
Единицы каждого последующего уровня состоят из единиц предыдущего: звуки ([звук'и]) входят в звуковые оболочки морфем (звук-, -и), морфемы образуют слова (звуки), предложения состоят из слов (Звуки речи - минимальные единицы речевой цепи, являющиеся результатом артикуляторной деятельности и характеризующиеся определенными акустическими и перцептивными свойствами). При этом обычно границы одного уровня должны проходить там же, где границы другого. Значит, все единицы вышележащих уровней должны полностью делиться на единицы нижележащих.
Единицы языка выделяются с помощью сопоставления похожих по звучанию и значению элементов в текстах - как устных, так и письменных (том - дом). Чтобы выделить единицы языка, надо «очистить» их от сопутствующих им признаков. Например, звуки речи влияют друг на друга, подчиняются влиянию ритма, метра, связываются тембром, интонацией. Получаются определенные фонетические конгломераты, состоящие не только из звуков. Чтобы выделить только звуки, нужно определить свойства, составляющие их сущность. А уже на основе этих признаков звуков, не зависящих от их комбинации с другими элементами - несущественными признаками, выделяют сами звуки. Так же дело обстоит и со всеми прочими единицами языка и речи. Таким образом, выделение любой единицы - будь то звук, морфема, слово, словосочетание или предложение - представляет собой выявление ее существенных признаков в зависимости от сходства или различия материальной стороны речи, значений и употребления элементов (например, признаки согласных: глухой
- звонкий, мягкий - твердый, губно-губной - губно-зубной - пе
реднеязычный - среднеязычный - заднеязычный и т.д.).
Сегментные фонетические единицы с точки зрения плана выражения:
- звук - наименьший из линейных отрезков речевого потока [е];
каждая следующая из более крупных фонетических единиц со
стоит из предыдущих - более мелких;
- слог - линейная последовательность звуков, содержащая один
гласный: [л'ек, цы, йа];
- фонетическое слово - минимальная единица организации сло
гов в осмысленное целое; отрезок звуковой цепи, объединенный
одним словесным ударением и состоящий из одного или не
скольких слов:
- речевой такт (синтагма) - минимальная произносительная еди
ница, с особой интонацией и ударением, заключенная между дву
мя очень короткими паузами (Было ветрено, \ сыро \ и скверно);
- фраза - отрезок речи, объединенный завершающей интонацией
и фразовым ударением в зоне ударного слога последнего слова и
заключенный между двумя достаточно длительными паузами: Я
хотел кое-что им нап”омнить, но они уже ушл”и (2 фразы в 1
предложении). В ту же //ночь \ широкая//лодка \ отчалила//от
гостиницы \ (I фраза, 3 речевых такта, в каждом из которых по 2
фонетических слова).
Объединение сегментных единиц в более крупные сегментные единицы осуществляется благодаря супрасегментным, или просодическим, единицам, которые как бы накладываются на сегментные. Это ударение, интонация. Слоги объединяются в фонетическое слово при помощи словесного ударения (в то же вр'емя), а фонетические слова - в речевые такты при помощи тактового ударения (более сильного, чем словесное) и интонации (Ив'ан Ив"анович сид'ел у себ"я], погруженный в глуб'окие разд"умья1, где |,| - повышение, понижение интонации). Морфемы - наименьшие значащие части слова:
- приставки (префиксы) - значащая часть слова, стоящая перед
корнем, использующаяся для образования родственных слов,
большей частью от глаголов и производных от них слов: пере-
воз-чик, в-ходить',
- корни - необходимая общая часть родственных слов, которая
морфологически неразложима и имеет значение: вод-а, вод-ный,
под-вод-ник, водянистый. Правда, есть одна лексема без корня:
вы-н-у-тъ(ся).
- суффиксы - значащая неизменяемая часть слова, всегда стоя
щая непосредственно за корнем, служащая для образования род
ственных слов (гор-н-ый, гор-ист-ый, гор-щ) или для различения
грамматических форм слова без изменения его лексического зна
чения (красивый - красив-ее - красив-ейш-ий; рассказ-а-ть -
рассказ-ыва-тъ; топк-а-тъ - толк-ну-ть; игр-а-ть - игр~а-л; по-
обед-а-в; нес-и);
- окончания - значащая часть слова, стоящая за корнем и или
суффиксом, изменяющаяся, чтобы показать связь слов в речи, по
этому его выбор всегда определяется другими словами; Старшая
сестра учит младшего брата. Старший брат учит младшую се
стру. Отсутствие окончания (нулевое окончание) может характе
ризовать слова в Им.п. или в м.р.: стул-0;
- интерфиксы (овц-е-бык) связывают корни;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35


Новости


Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

                   

Новости

© 2010.