Ваши родители были правы, когда они поощряли Вас продолжать уроки музыки. Хотя вероятно было очевидно, что Вы никогда не будете выступать на большой сцене, музыкальное обучение точно настраивало Ваш мозг, чтобы определять эмоциональные настроения не только в звуках произведений, но и в эмоциях других людей.

Настройте свой мозг.

Nina Kraus, профессор в области изучения коммуникации и нейробиологии в Северо-западном Университете (Northwestern University), стремилась показать насколько важно обучение музыке для развития человека. Она проводит исследования, с целью определить, как музыкальное обучение затрагивает нервную систему. Теперь, впервые, ее исследования подтверждают на биологическом уровне, что музыкальное обучение увеличивает способность человека распознавать эмоции в звуке.

Цель исследования состоит в том, чтобы узнать, как обучение музыки влияет на сенсорные процессы, которые необходимы для успешной коммуникации и обучения.

Ученые знают, что эмоция сказанного, определяется в основном интонацией, и гораздо меньше лингвистическим значением слов. Работа Kraus показывает, что изменения в мозгу, которые формируются во время игры на музыкальном инструменте, увеличивают способность обнаруживать тонкие эмоциональные оттенки в беседе с другим человеком.

"Расширенная чувствительность музыкантов не удивляет потому, что музыканты должны проявлять внимание к деталям в акустических оттенках звука ежедневно", -  говорит Kraus. "Из-за спектральной сложности звука, широкого частотного диапазона и больших изменений в продолжительности нот, музыка служит чрезвычайно эффективным  средством для тренировки слуха.

Ученые наблюдали, как музыканты (с музыкальным обучением до и после семи лет) и люди без музыкального образования интерпретируют звуки. Участникам проигрывалась очень короткая 250 миллисекундная запись с криком несчастного ребенка, в то время как они смотрели снабженный субтитрами фильм о природе. На голове у каждого испытуемого были установлены датчики, для измерения ответного электрического сигнала на звук, от области мозга, которая соединяет слуховой нерв с корой головного мозга.

Результаты показали, что у музыкантов был усиленный ответ мозга на сложную часть звукового спектра, где частота быстро изменяется. Однако, когда музыканты слышали простые звуковые фрагменты, у них была более низкая реакция.

По словам исследователей это похоже на то, что музыканты как будто бы сохраняют нервные ресурсы, обрабатывая более простые звуки, и задействуют их, чтобы более тщательно обрабатывать сложные звуки.

Исследование показало, что чем больше лет проходило музыкальное обучение и чем раньше оно началось, тем более сложный ответ нервной системы и тонкая эмоциональная обработка звука происходит в мозгу испытуемых.

Музыкальное учебное и неврологическое развитие.


Музыканты показывают большую чувствительность к нюансам эмоции в речи, из-за того, что их мозг как бы автоматически настраивает свою чувствительность в зависимости от звуковой картины окружающего мира. Эта способность обнаружить эмоцию является фундаментальным навыком, который необходим всем людям для социальных и профессиональных взаимодействий.

Эмоции, передаваемые музыкой и речью, объединяет то, что они обрабатываются общим слуховым аппаратом и нервной системой. Исследование показало, что обширный опыт в одной области может дать большое преимущество для другой.

Область сенсорной неврологии может изменить свой взгляд на то, как работают сенсорные системы. Ранее считалось, что сенсорный аппарат был как бы зашитым. Теперь, новые исследования показывают, что наши сенсорные системы сформированы познавательными функциями, и авторы исследования полагают, что познавательные и сенсорные функции связаны.

В нормальном функционирующем слуховом анализаторе ствола мозга, как музыка, так и язык формируют раннюю слуховую корковую обработку. Разрушенная слуховая тропа в слуховом анализаторе приводит к расстройствам речи и чтения. Использование музыки для тренировки этой области мозга может дать профилактический или реабилитирующий эффект. Измеряя реакцию слуховой части ствола мозга у музыкантов, исследователи получают информацию для понимания того, как можно лечить такие расстройства.

Использование музыкальной терапии может помочь детям с речевыми расстройствами и аутизмом.


Те же самые акустические звуки, которые так хорошо воспринимают музыканты, представляют большую сложность для детей с аутизмом (расстройством, возникающим вследствие нарушения развития мозга и характеризующимся отклонениями в социальном взаимодействии и общении, а также ограниченным, повторяющимся поведением), и дислексией (неспособностью к обучению, которая проявляется в трудности восприятия устной и письменной речи).

Так как данное исследование показало, что музыкальное обучение может изменить слуховую систему и увеличить речевые навыки, можно с определенностью сказать, что дети с такими расстройствами могут получить большую пользу, обучаясь игре на каком-нибудь инструменте.

"Есть области мозга, специализированные для музыки и есть области специализированные для речи, но ствол мозга - общая тропа для обоих сигналов. Так как наша работа указывает общую тропу для музыки, языка и эмоциональных звуков, то обучение музыке, очевидно, может помочь детям с речевыми расстройствами", -  говорит Nina Kraus.

Серьезных исследований о влиянии эффекта прослушивания музыки пока не проводилось, но у обучения игре на инструменте, как показали исследования, есть большие преимущества. Игра на инструменте, в отличие от прослушивания, является активным занятием, поэтому музыкальное обучение не только учит Вас играть на инструменте, но и тренирует Ваш мозг обрабатывать все остальные звуки.

"Влияние музыки на высокие уровни познавательных процессов, способствует тренировке всей сенсорной системы", - говорит Nina Kraus. "И мы надеемся, что музыкальному образованию детей в школах, будет придаваться большее значение".

По материалам:  www.nsf.gov
Текст и перевод: sergiy-school.ru