Озёра Титана

На недавней встрече Междунуродного союза астрономов Эдвард Гвинан, профессор астрономии и астрофизики из Университета Виллановы, ознакомил коллег со своим трудом, согласно которому наше светило и наша планета, скорее всего, являются местами, где зарождение жизни было чрезвычайно маловероятно. Полученные в результате этого исследования данные утверждают, что четыре миллиарда лет назад Солнце обращалось вокруг своей оси в десять раз быстрее, нежели сейчас, посылая на планету в несколько раз более мощные потоки рентгеновского и ультрафиолетового излучения.

Да и сама Земля,
оказывается, не совсем то, что нужно для зарождения жизни. Так какими же качествами должна обладать планета для жизни на ней? Учёные считают, что планеты размером в два или три раза больше нашей лучше подходят для развития живых организмов, так как их магнитное поле сильнее и атмосфера улетучивается намного медленнее. Ну а в качестве светила предпочтительнее звезда класса К, или "оранжевый карлик". Они стабильнее и срок их жизни составляет 20-40 миллиардов лет, в то время как Солнцу светить всего 10 миллиардов лет. Соответственно, шансов у жизни на планетах оранжевых карликов существенно больше.

Впрочем, поиски жизни ведутся не только (да и не столько) в дальнем, сколько в ближнем космосе, в пределах Солнечной системы. Поле для исследования огромно: тут и метан, обнаруженный на Марсе, и жидкий океан под поверхностью Энцелада, спутника Сатурна, который, скорее всего, ответственен за водяные гейзеры на поверхности этого космического тела...

Есть и ещё один интересный компаньон Сатурна - Титан. Это единственный обладающий достаточно плотной атмосферой его спутник, и на поверхности которого можно обнаружить резервуары с жидкостью. Несмотря на то, что температура на его поверхности составляет около -180 градусов по Цельсию, из всех космических тел Солнечной системы он больше всего напоминает Землю.

На его поверхности выпадают дожди, у него есть тектонические плиты, над его равнинами дуют ветра, а недавние исследования позволили говорить о том, что и по химическому составу окружающая среда Титана напоминает земную до зарождения на планете жизни. Недавний анализ снимков, сделанных зондом "Кассини", показал, что, скорее всего, криовулканы выбрасывают залежи аммиака на поверхность спутника. Учитывая, что атмосфера Титана состоит преимущественно из метана и азота, можно говорить о том, что эти условия действительно делают его похожим на нашу планету в начале времён. Впрочем, вопрос о том, насколько похожи химические процессы, происходившие на двух космических телах, пока остаётся открытым.

Так что же, можно сказать, что на Титане, возможно, зародится (а может, уже зародилась) жизнь, ведь именно на эти мысли наводят заголовки западной и отечественной прессы? Мы обратились за комментариями к Владимиру Кузнецову, главному научному сотруднику ИКИР ДВО РАН, профессору по физике Земли, и вот, что он рассказал: "Принято считать, что жизнь возможна только в жидкой воде при вполне определённых температурах. Наличие кислорода и фотосинтеза - вторично. Как следует из результатов самых последних исследований, жизнь связана не столько с водой, сколько с её особенностями, определяемыми существованием в воде водородных связей, обладающих квантовыми эффектами - нелокальностью, квантовой запутанностью, кооперативностью и пр.

С точки зрения современных представлений - жизнь на Титане невозможна. Необходимыми условиями для возникновения жизни должны быть:
1) близость к Солнцу, которое обеспечило бы вполне определенную температура поверхности,
2) наличие магнитного поля - как защиту от космической радиации.

Согласно разрабатываемой мной модели горячей Земли, на Титане, как на Луне и Марсе, магнитное поле было раньше, но к настоящему времени исчезло. При этом иссяк и источник внутреннего тепла. Следовательно, что бы ни писали газеты, жизнь на Титане не зародится."

Маловероятно и существование жизни на любом космическом теле Солнечной системы, несмотря на смелые предположения некоторых исследователей. Впрочем, терять надежды не стоит - поиски другой Земли продолжаются. Немаловажный вклад в это дело внесёт недавно запущенный космический телескоп "Кеплер", способный обнаружить такие маленькие объекты, однако этого не случится ещё в течении по крайней мере трёх лет - именно три прохода планеты перед своей звездой должен сфотографировать телескоп, прежде чем открытие будет подтверждено.

По материалам: www.computerra.ru