Год на Титане длится около 30 земных лет. И теперь наступает интересный период,  когда происходит смена времен года. Астрономы пытаются предсказать, что принесет весна на Титане. Они используют модели прогноза погоды, разработанные для Земли, и модифицированные для меньшего размера Титана и его температуры.

Наши знания о Титане значительно улучшилась за последние пять лет. До этого, крупнейший спутник Сатурна исследовался лишь несколькими космическими аппаратами.

Впервые с близкого расстояния, Титан был изучен с помощью космического аппарата "Вояджер-1" в 1980 году. Несмотря на свой цвет, Титан, казалось, на самом деле был очень похож на раннюю Землю. Эта картина вызвала волнение и растерянность: что скрывается под этой атмосферой? И есть ли на Титане условия для жизни?

В июле 2004, космический зонд НАСА Cassini вошел в отдаленное царство Сатурна. Это исследование раскрыло много новых тайн. Теперь мы знаем, что у спутника диаметром 5150 км. есть озера и русла реки. Ранее в этом году,  в области южного полюса Титана был обнаружен туман . Еще более неотразимый факт, что точно так же как на Земле все климатические особенности сильно связаны между собой. Испарение жидкости создает облака, которые несут вокруг планеты ветры - и вероятно вызывают осадки. Ранее такого не наблюдали ни на каком другом внеземном теле.

Кроме того, атмосферный цикл Титана не водный цикл. Место воды здесь занимают метан и этан. На Земле это газы, но чрезвычайно холодная температура Титана, минус 180 градусов Цельсия, делает их жидкими.

Все эти открытия очень взволновали ученых. "Теперь мы можем изучать метеорологический цикл на других планетарных телах", - говорит Эмили Шаллер из университета Аризоны. Она начала наблюдать за Титаном с 2002 года.

"Я вела наблюденияза погодой на Титане помощью инфракрасного телескопа НАСА на Мауна-Кеа (Гаваи). Эта обсерватория, находится на вершине вулкана на высоте 4 205 м над уровнем моря и является одним из наилучших в мире астрономических исследовательских центров. Я наблюдала ежедневные изменения яркости Титана, которые были обусловлены наличием облаков".

Наземные телескопы не дают такуб четкую картинку как космические  но когда дело доходит до ежедневного мониторинга, они являются идеальными инструментами.

Поскольку Титан так похож на нашу планету, некоторые ученые задаются, возможна ли на нём жизнь. "Титан гораздо дальше от Солнца", - говорит Шаллер. "Холодная температура означает, что химическая реакция происходит очень медленно, так что шансы на жизнь, очень малы. Хотя возможно под поверхностью Титана теплее и условия более благоприятные".

Однако, если где либо в Солнечной системе и есть жизнь, то многие ученые предполагают, что с большей вероятностью она может появится на ледяном спутнике Юпитера Европе, которая находится ближе к Солнцу, и вероятно имеет океаны воды под поверхностью.

После миссии Кассини и успешной посадки зонда Гюйгенс на поверхность Титана в 2005 году, научное сообщество уже думает о следующей миссии для изучения Титана. Для следующей миссии ученые предлагают разработать экзотические в данных условиях аппараты, такие как воздушные шары, или лодки для изучения озер на Титане.

Ученые считают, что наблюдения сезонных изменений климата на Титане, возможно, поможет нам лучше понять, как все это работает на земле.

Ссылки по теме:
Titan: A Climate Out of This World
Облака вблизи экватора Титана могут объяснить наличие русел рек на его поверхности
Википедия - Титан (спутник)