Международная группа астрофизиков, использовавших телескопы на земле и в космосе, открыла удивительные изменения в излучении исходящем от одной активной галактики. Впервые было применено объединение изображений полученных с помощью оптического, рентгеновского, и телескопа Фиксирующего гамма лучи. Общая картина при применении этого метода получилась даже более полная, чем ожидали ученые, изучающие существующую теорию возникновения этих излучений. Как сообщает НАСА - галактика PKS 2155-304, о которой идет речь, относится к типу объектов называемых "Блазары". Как и другие активные галактики, блазар выбрасывает противоположно направленные струи частиц на околосветовой скорости, так же как и материал, попадающий внутрь центральной супермассивной черной дыры; этот процесс еще достаточно не изучен. В данном случае, галактика сориентирована таким образом, что мы смотрим прямо на струю.

PKS 2155-304 расположена от нас в 1.5 миллиарда световых лет в созвездии Южная Рыба (Piscis Austrinus) и - раньше обнаруживалась по слабому гамма-излучению, идущему от источника. Но когда происходит наибольший выброс материи, как это произошло в 2006-м году, галактика может стать самим ярким источником света в небе. Как обнаружили ученые, в самой верхней точке всплеска гамма-излучения энергия видимого света может подняться до 50 триллионов раз, и при сильном выбросе гамма-излучение достигает поверхности земной атмосферы.

Атмосферное поглощение одного из этих гамма-лучей создает недолговечный поток субатомных частиц, и когда эти быстрые частицы вторгаются в атмосферу, они производят слабые вспышки синего света, которые зафиксировала система телескопов - High Energy Stereoscopic System (H.E.S.S), расположенных в Намибии.

Один из 4-х телескопов High Energy Stereoscopic System (Намибия)

Гамма-лучи более низкой энергии были обнаружены телескопом - Large Area Telescope (LAT) находящемся на борту орбитального телескопа Fermi Gamma-ray Space Telescope, который способен фиксировать космические гамма-излучения. "Запуск Fermi впервые дает нам возможность оценить эту мощную галактику в различных диапазонах волн, говорит Вернер Хофман, докладчик команды HESS, института ядерной физики Макса Планка, (Гейдельберг, Германия).

В период с 25 августа по 6 сентября 2008-го года, телескопы наблюдали за PKS 2155-304 в ее спокойном, состоянии. Результаты 12-дневной кампании удивительны. Во время эпизодов вспышек этого и других блазаров, показания X и гамма-излучения росли и падали одновременно. Но этого не произошло на этот раз, и никто не знает почему.

Еще Интересно, что видимый свет галактики усиливается и падает одновременно с гамма выбросом. "Это похоже на выброс реактивного двигателя, где самая высокая и низкая температура постепенно меняются, а средняя температура остается постоянной," - говорит Berrie Giebels, астрофизик который работает как с HESS так и с Fermi LAT группами.

"Астрономы учат, что различные элементы струй в блазарах взаимодействуют друг с другом довольно сложным образом для получения излучения, которые мы наблюдаем, говорит член команды Fermi Джим Чанг в Стэнфордском университете, штат Калифорния" Эти наблюдения могут содержать первые подсказки, чтобы в будущем помочь нам распутать то, что в действительности происходит в глубине сердца блазара ".

Команда H.E.S.S. включает в себя ученых из Германии, Франции, Великобритании, Польши, Чехии, Ирландии, Испании, Армении, Южной Африки и Намибии. Миссия Fermi изучает астрофизику и физику элементарных частиц при партнерстве НАСА и в сотрудничестве с Департаментом энергетики США. Также важный вклад в изучение внесли академические институты Франции, Германии, Италии, Японии, Швеции и Соединенных Штатов.