Мозг слепых от рождения показывает механизмы того, как мы думаем о других
Человек |
В течение всей своей жизни, люди постоянно думают и делают выводы о настроении других людей, обычно, даже не понимая, что они делают это. Когнитивисты называют эту способность "теорией разума", и до недавнего времени, было не много известно о мозговых механизмах, лежащих в основе этого. Новое исследование неврологов Массачуссетского технологического института предполагает, что этот процесс фактически не вовлекает воображение самого себя на месте другого человека, что ранее утверждалось некоторыми учеными. Вместо этого люди имеют абстрактную модель того, какое психическое состояние у другого человека. И эту модель они могут применить к различным ситуациям, для того чтобы предсказать то, как чувствуют себя другие, даже если у самих наблюдателей никогда не было похожей ситуации.
Это исследование свидетельствует, что "теорию разума" находящуюся в определенных областях мозга имеют даже слепые от рождения люди - чей мозг никогда не получал визуальных данных, главного источника информации о настроении других людей. Это работа была опубликована на этой неделе в Proceedings of the National Academy of Sciences.
Люди используют теорию разума каждый раз, когда они оценивают чье-либо психическое состояние и определяют то, что данный человек знает, чего он хочет, почему он радуется или грустит, злой он или напуган. "Это нечто такое, что мы делаем постоянно в наших каждодневных взаимодействиях",- говорит Marina Bedny, ведущий автор этого исследования.
Хотя теория разума – понятие старое, и его долго изучали философы, включая Декарта, очень немного известно о том, как все это работает.
Сейчас учеными рассматриваются две основные теории.
Первая теория, известная как симуляция, предполагает, что, когда люди пытаются выяснить умственные реакции других в определенных обстоятельствах, они воображают себя в той же самой ситуации. Другими словами, мы пытаемся вспомнить похожие ситуации, которые уже произошли с нами и есть в нашем собственном опыте, и сравнить с той, которая происходит с другим человеком.
Вторая теория предлагает, что мозг человека использует абстрактную модель того, как работает разум. Аналогично нашему пониманию того, как работает физический мир. Эта модель позволяет людям понимать поведение других, не имея своего опыта. Это так же, как если бы мы знали, что яйцо, брошенное на асфальт с 10-го этажа, непременно разобьется, даже в том случае если мы раньше само яйцо никогда не видели.
Ученые решили приблизиться к проблеме, изучая слепых от рождения людей, у которых никогда не было зрительного опыта. Если бы теория симуляции была правильна, то ожидалось бы, что слепые люди не могут рассуждать о визуальном опыте других. Более того, исследователи обнаружили, что слепые люди не только так же успешно предсказывали чувства других людей, как и зрячие, но для того чтобы сделать это, использовали те же самые области мозга. Исходя из этого, можно предположить то, что симуляция не является необходимым условием, и мозг использует абстрактную модель, для осознания психического состояний другого человека.
Некоторые исследования показали, что при определенных обстоятельствах, мозг способен к собственной реорганизации в ответ на сенсорную информацию, или ее нехватку. Например, у врожденно слепых людей, кора, которая обычно обрабатывает основную визуальную информацию, может быть задействована для обработки языковой информации.
Поскольку обычные люди получают сведения об эмоциях других в основном через зрение (видя выражение лица, например), некоторые исследователи, ранее предполагали, что слепые люди будут использовать другие области мозга, во время оценки психических состояний других людей. Однако, магнитно-резонансное сканирование мозга не показало различий между областями мозга, активизирующимися у слепых и зрячих людей, в то время как они оценивали психические состояния других. Это предлагает, что организация высокоуровневых познавательных функций, таких как теория разума, не предопределяется сенсорным опытом.
Открытыми остаются вопросы о соотношении сенсорного опыта, генетической предрасположенности, и влиянию других факторов, таких как, например речь, на оценку мозгом ментальных состояний другого человека.
По материалам: web.mit.edu
Текст и перевод: sergiy-school.ru
Последние новости |
---|
Самые читаемые |
---|